Памятка потребителю: кто платит за разбитый товар в магазине?

Памятка потребителю: кто платит за разбитый товар в магазине?

Нередко зайдя в магазин натыкаешься на скопление ящиков и коробок — одно неосторожное движение, и конструкция рискует потерять равновесие. Обычно в подобных случаях посетителя ждет неутешительный приговор — оплатить всю испорченную продукцию. В данной статье разберемся, кто же должен заплатить за разбитый товар.

К сожалению, закон «О защите прав потребителей» данный момент не
рассматривает. При разрешении данной ситуации следует руководствоваться
Гражданским кодексом РФ. В соответствии со статьей 211 ГК РФ риск случайной гибели
или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не
предусмотрено законом или договором. До момента оплаты и выдачи чека собственником
товара считается магазин. А значит, именно он отвечает за риск случайной порчи товара.
Кроме того, статья 459 ГК РФ гласит, что риск случайной гибели или случайного
повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или
договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
Продавец полностью выполняет свои обязанности, когда выдает Вам кассовый чек. Об этом
нам говорит статья 493 того же кодекса: «Если иное не предусмотрено законом или
договором розничной купли-продажи… договор розничной купли-продажи считается
заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового
товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату».
Казалось бы всё верно, пока Вы не оплатили товар и не получили чек, риск за порчу товара
на Вас никто не может переложить. Однако же это не так. Пока Вы не оплатили товар, Вы не
являетесь покупателем и при причинении Вами ущерба магазину против Вас действует
совсем другая статья — 1064 ГК РФ, которая говорит: «Вред, причиненный имуществу
гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».
Поэтому магазин имеет право потребовать от Вас оплатить испорченный товар. Иначе
получается, что можно спокойно походить по магазину, поколотить товар и спокойно
удалиться, не оплатив испорченное. Впрочем, в той же статье 1064 ГК РФ есть
замечательный пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если
докажет, что вред причинен не по его вине».
Давайте разберем случаи, когда виновен покупатель, а когда магазин.
Виновен покупатель:
— если вы взяли в руки товар, и по неосторожности выронили его и разбили;
— если к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег,
драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
— если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого
виски и со словами «вот вам, буржуи» со всего размаху кинули бутылку об стену);
В этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в
полном объеме.
Виновен магазин:
— если в магазине узкие проходы, которые не отвечают нормам (их ширина должна быть
не менее 1,4 метра);
— если проходы заставлены коробками, «горками» из товара;
— если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и, взяв одну банку, вы разрушили «всю
конструкцию»;
— если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;
— если товар разбился, упав с ленты на кассе;
В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с Вас
возмещения ущерба.

Юрист Елена Климова

50 лет Октября, д. 19 (здание гостиницы), 

офис 307 8 (920) 367-18-02

17:15
763
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Для слабовидящих